В сессию "досдавать" экзамен по психологическому консультированию приходили к преподавателю, когда он у заочников вёл загадочный предмет "супервизия". Лекция была первая, мы сидим вместе с заочниками своей кучкой, ждём, а препод, положив ногу на ногу, вещает (не дословно, но примерно): "Я пришел в психологию из медицины. Я работал врачём на скорой помощи и мне стали часто попадаться случаи, которые не объяснишь простой соматикой. Вот например, как-то приезжаю на вызов - мальчик 11 лет, полненький, носовое кровотечение, никак не могут оставить уже час. Делаю ватные тампоны с перекисью, кровь немного останавливается, родители уходят за чаем... И снова усиливается кровотечение. Ну понятно же, что что-то тут "не чисто"! Начинаю распрашивать ребёнка - оказывается, у него разводятся родители. Ребёнок в плач, опять кровь хлещет и всё такое..." Ну ладно, положим, бывает...
Другая преподавательница, начиная у нас курс детской психосоматики, рассказывает случай из своей практики - она тоже "пришла в психологию из медицины", была врачом-педиатром. И рассказывает "как дошла до жизни такой": "Как-то приходит ко мне мамка с маленьким ребёнком, говорит, ребёнок проснулся посреди ночи, плачет, температура 39. Вызвали скорую, скорая приехала через полтора часа, температура к тому времени спала, ребёнок спокоен, здоров, врач на скорой рекомендует утром к врачу. Осматриваю ребетёнка - всё в порядке. Ну, мало ли... Через две недели - ещё одна мамочка с ребёнком на приёме. Жалобы: ребёнок проснулся посреди ночи, плачет, температура 39. Скорую вызывать не стали, температура сама спала через полтора часа. Утром, вот, пришли к врачу. Снова после осмотра вывод - ребёнок здоров. Ещё через неделю - третья мамочка с ребёнком. То же самое: среди ночи слёзы, температура, которая сама собой спала через пару часов. Мне это показалось странным, начала выяснять, что было днём, какая вообще атмосфера в семьях, и т.д. Выясняется: все случаи были в ночь с воскресенья на понедельник, все семьи благополучные, с детьми занимаются, внимательны к детям, в воскресенье днём все водили детей гулять по городу (весна была) - кто куда, кто на набережную, кто на Белое озеро, кто в ГорСад. Были там-то, там-то и все... Показывали ребёнку лошадку! Как ребёнок реагировал? Ну, испугался, говорят, но ничего, вроде... Вот она, психосоматика! Реакция тела на сильный страх и стресс - ребёнку, до этого видевшему "лошадку" как нечто маленькое и миленькое на картинке, показывают страшную здоровую фыркающую громадину и говорят: "вот, сына, это лошаааааадка!". А потом, ещё через неделю, приходит мамка с ребёнком с точно такими же жалобами. Сразу спрашиваю: "Водили гулять, лошадку показывали?" А мамочка в ответ вот такие глаза *показывает руками* и "Откуда вы знаете?!"."
Она же, эта же преподавательница, сегодня в рамках данного курса, учила нас, что можно "прочесть между строк" о событиях в жизни ребёнка в карте индивидуального развития (в медицинской карточке, в смысле). Вот, смотрите тут и тут, вот это может значить то-то, а вот это практически всегда значит что..., вот здесь обратите внимание на..., и т.д. И говорит: "Вот посмотришь на всё это, и говоришь мамочке, что вы, наверное, пережили развод, переезд к своей маме, которая болеет, и т.д., а мамочка смотрит на вас вот такими глазами, как на божество, и говорит: "А откуда вы знаете?!"."
А ещё читает нам заключение нейропсихолога, и говорит: давайте попробуем понять, что здесь на самом деле...
Ждём фразы "Все врут!".
З.Ы. Препод по консультированию её уже произносил.